Специально для ИноСМИСуть американской
политики мягкого влиянияЭто подход к политике с позиции инвестора,
иногда авантюриста, но чаще опытного игрока в бизнес с большими финансовыми
возможностями. В обнаженном виде схема мягкого влияния представлена в
посткоммунистических странах Европы. В Старой Европе все примерно так же, но
прикрыто слоями пиар-косметики и устоявшихся табу. А вот в молодых демократиях
Восточной Европы косметику наложить еще не успели.
Общая схема мягкого
влияния США выглядит как несколько направлений деятельности, которые развиваются
более или менее одновременно:
Берутся под контроль лидеры общественного
мнения и СМИ, причем в случае Восточной Европы за американские деньги создаются
телевидения и радиостанции, которые быстро окупаются и, кроме политических
выгод, приносят реальную прибыль инвестору. Эта стратегия увенчалась успехом
практически везде, за исключением Белоруссии и России.
Воспитывается
новое поколение молодых журналистов крайне либеральной ориентации, продающих
свои услуги за небольшие деньги, но зато идейно, гордо, по убеждению, потому что
их уже научили, что продаваться это демократично и
либерально.
Организуется и выстраивается третий сектор,
неправительственные организации, в нем опять-таки воспитывается молодая гвардия
мягкого влияния - социологи, экономисты, политологи, историки и т.д. Третий
сектор понимается как питомник политических кадров и финансируется якобы
крупными солидными американскими и европейскими фондами извне. Как правило,
однако, на третий сектор в том или ином виде ищут и находят источники из
госбюджета, то есть реальные деньги дают сами страны, подвергающиеся мягкому
влиянию.
Выбираются и покупаются конкретные политические фигуры или
'заготовки', пригодные для вытачивания таких фигур. Их повышают до статуса друга
Америки и с ними начинают работать по плану.
Американцы не стремятся
контролировать политические проекты, разумно полагая, что политическая партия,
особенно в каком-нибудь чешском или польском и тем более грузинском исполнении,
это балаган, бардак, в котором можно искать концы с утра до ночи и не найти их.
Поэтому ставка делается на конкретного индивидуума, способного контролировать
свою партию и извлекать из этого балагана нужные для американцев
результаты.
В избранника инвестируют, как правило, не деньги, а медийные
ресурсы. Покупка конкретного политика под конкретный проект это самая успешная и
практически безотказная в американском исполнении технология, доведенная до
совершенства. Причем слово 'покупка' здесь чистая метафора. Соловья Горби купили
на Нобелевскую премию и организованное восхищение мира, длившееся всего пару
месяцев. Чешского Гавела и покупать не нужно было. Ющенко подобрали американскую
жену украинского происхождения и научили прижимать правую руку к левой груди.
Саакашвили годами воспитывали за границей в Америке и Европе. В Прибалтику
просто завезли подходящих эмигрантов из США и Канады.
Купленный политик,
повышенный до статуса друга Америки, получает поддержку уже приготовленных
ресурсов - СМИ, либеральных журналистов и неправительственного сектора. Но не
получает контроль над этими ресурсами. В любой момент кран может быть закрыт,
высокопоставленный друг Америки, таким образом, управляется с помощью пульта
дистанционного управления.
Наконец самое главное - друг Америки и
проводник мягкого влияния получает ноу-хау продвижения во власть, разработанное
американскими политтехнологами. Пока что лучшими в мире. Здесь важно
прочувствовать этот нюанс: другу Америки никто не дает возможности разрабатывать
политические технологии самостоятельно и тем более владеть СМИ. Ему строят
политический проект под ключ, не посвящая в детали. Меньше знает - лучше спит.
Есть конкретная цель - например, гарантии пролета американской авиации над
Словакией в югославскую кампанию в 1999 году, есть конкретный человек, Микулаш
Дзуринда, способный такие гарантии реально предоставить, - его и двигают во
власть. И в течение нескольких месяцев 1998 года Дзуринду превращают из
безнадежного маргинала, отступника и бунтаря в его родной
Христианско-демократической партии, в премьера словацкого правительства,
пробывшего у власти немыслимо долгое для посткоммунистической Европы время -
восемь лет.
Наконец, нельзя ни на секунду забывать о всепобеждающем
принципе прибыльности - технология мягкого влияния не просто прибыльна, а
безумно выгодна с точки зрения чистого бизнеса. Все инвестиции технологической
цепочки быстро возвращаются, риски незначительны, а успех приносит огромные
дивиденды. В случае Восточной Европы это участие в приватизации государственной
собственности, монопольный доступ на самые привлекательные рынки, доступ к
ресурсам госбюджета. Призы огромны и несопоставимы по своим размерам со
скромными инвестициями.
Результаты американской политики мягкого
влияния Это более или менее впечатляющие успехи, особенно в
Восточной Европе. Без большого преувеличения можно говорить о том, что
посткоммунистические политики Восточной Европы это пластилин в руках
американцев, из которого лепится то, что нужно слепить.
Правда, ничто не
вечно, Америка все глубже погружается в болото экономических, финансовых и
геополитических проблем, вызванных в основном ее же собственным неограниченным
доминированием и необдуманной экспансией.
В области внешней политики
Америка разрывается на части, мечется между Ираном, Ираком, Афганистаном,
поднимающей голову Латинской Америкой, на глазах растущими Китаем и Индией,
возрождающейся Россией. И до европейских тонкостей уже не всегда доходят
руки.
Но если в нюансы не вдаваться, то следует признать, что мягкое
влияние в американском исполнении это пока самая эффективная технология
глобального масштаба, похожая на концепцию сетевых гипермаркетов, которые рано
или поздно разоряют всех остальных торговцев и становятся монополистами
рынка.
На реальное противодействие мягкое влияние в той или иной степени
натолкнулось в странах бывшего СССР. На Украине мягкое влияние удалось пока
только наполовину. В России пока вообще не получилось, несмотря на
обнадеживающее начало.
Если упрощенно сказать, что в 1991 году Америка
поддержала Ельцина и продвинула его во власть, то выбранный Ельциным преемник
Путин оказался сильным самостоятельным политиком, который в считанные годы
перекрыл в России практически все каналы чужого мягкого влияния, построил свои
каналы и повел свою игру.
Почему другие страны на осваивают передовые
американские технологии мягкого влияния? Вопрос непраздный и в первую очередь он
обращен к России.
Продолжение
следует________________________________
Сергей Хелемендик:
Цивилизационный код Европы (Chelemendik.ru)
Сергей Хелемендик Crazy Empire -
Америка зажигает на Балканах (Chelemendik.ru)
Сергей Хелемендик: Проект Голос
России - глобальный прорыв сквозь мировую паутину (Chelemendik.ru)
Cергей Хелемендик. Стратегия
медиальной коммуникации Россия - Европа (Chelemendik.ru)
Сергей Хелемендик. Русская
Европа (Chelemendik.ru)
Сергей Хелемендик: О Солженицыне
кроме шуток (Chelemendik.ru)